|
|
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по филисофии
Направления:
- 01.06.01 Математика и механика
- 02.06.01 Компьютерные и информационные науки
- 05.06.01 науки о Земле
- 09.06.01 Информатика и вычислительная техника
- 12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
Вопросы к экзамену
- Роль античной философии в становлении научной рациональности.
- Основные философские школы Древней Греции.
- Философское учение Сократа.
- Основные положения философии Платона.
- Система философии Аристотеля.
- Истины веры и истины знания в философии Фомы Аквинского.
- Философское учение Отцов Церкви (патристика).
- Особенности научного знания в эпоху схоластики (Р. Бэкон, Д. Скотт, У. Оккам).
- Гуманизм философии эпохи Возрождения.
- Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию Нового Времени (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон).
- Картезианский рационализм. Учение Декарта о научном методе.
- Эмпиризм Ф. Бэкона и его роль в становлении науки Нового Времени.
- Особенности эмпиризма в философии Т. Гоббса и Дж. Локка.
- Проблема познания в философских учениях Дж. Беркли и Д. Юма.
- Философия французского Просвещения XVIII в. (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье).
- Философская и научная программа В. Г. Лейбница.
- Метафизический монизм и рационализм Б. Спинозы. Этика.
- Учение И. Канта о познании («Критика чистого разума»).
- Наукоучение И. Фихте. Философия природы Ф. Шеллинга.
- Учение о духе и диалектика Г.Ф. В. Гегеля.
- Неогегельянство.
- Проблема методологии в философии неокантианства.
- Позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер).
- Неопозитивизм Венского кружка (Р. Карнап, М. Шлик, А. Нейрат, Ф. Франк).
- Основные проблемы философии экзистенциализма.
- Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи).
- «Философия жизни» и ее основные проблемы.
- Феноменология Э. Гуссерля.
- Структурализм и постструктурализм.
- Язык и мышление. Философия языка.
- Социальная философии Франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас).
- Философские идеи классического психоанализа (З. Фрейд). Неофрейдизм.
- Философская герменевтика (Ф. Шлейермахер, Г.-Г. Гадамер).
- Неотомизм в контексте диалога религии и науки.
- Персонализм и его вклад в учение о человеке ХХ в.
- Основные концепции философии постмодернизма.
- Арабо-мусульманская философия (периодизация, школы, персоналии).
- Периоды и школы индийской философии.
- Основные направления философской мысли Древнего Китая (периодизация, школы).
- Компаративистский подход к проблеме философского диалога «Запад-Восток».
- Проблема человека в русской философии XIX-XX вв. (на примере персоналий по выбору).
- Проблема «Россия-Запад» в философии XIX в. Западники и славянофилы.
- Основные направления русской философии XIX — начала ХХ вв.
- Философия всеединства В. Соловьева.
- Философские идеи русского космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).
- Русская религиозная философия ХХ в.
- Предмет и функции философии. Структура философского знания.
- Философия в системе культуры. Мировоззренческая функция философии.
- Уровни научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Методы и формы эмпирического познания. Теоретический уровень познания.
- Проблема истины в научном и философском знании.
- Категория бытия в философии. Онтология и метафизика.
- Классическая и неклассическая эпистемология.
- Проблема сознания в философии. Роль науки в исследовании сознания.
- Природа как объект философского знания. Природа и общество.
- Основные проблемы философии истории.
- Понятие социальной структуры. Проблема социальной справедливости.
- Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации.
- Духовная жизнь общества. Понятие общественного сознания.
- Человек как предмет философского анализа.
- Духовный мир человека и проблема становления личности.
- Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации.
- Философские проблемы этногенеза.
- Социальный прогресс. Концепции устойчивого развития.
- Социально-философские проблемы глобализации.
- Эстетический идеал современности и проблема прекрасного.
- Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания.
- Искусство как форма духовной деятельности.
- Представления о совершенном человеке в различных культурах. Смысл человеческого бытия.
- Свобода и ответственность человека и общества. Этика ненасилия.
- Понятие ценности и его роль в познании.
- Формы знания. Логическое и чувственное познание.
- Основные концепции истории.
- Детерменизм как учение о всеобщей обусловленности.
- Познавательные способы человека.
- Материя как научно-философская категория.
- Законы народонаселения.
- Основной вопрос философии.
- Цивилизованный подход в социальных науках.
- Строение научного знания.
- Методы научного познания.
- Пространство и время как категории философии и науки.
- Общество и природа.
|