ИВМ СО РАН Поиск 
институт
структура
сотрудники
аспирантура
конференции
семинары
ученый совет
совет молодых ученых
профсоюз
техническая база
история
фотогалерея

исследования
разработки
экспедиции
эл. архив
годовые отчеты

ссылки
библиотека
конкурсы
документы
адреса и телефоны

метеостанция
 

Вставки контактные троллейбусные

Разработка Института вычислительного моделирования СО РАН совместно с Политехническим институтом Сибирского федерального университета

Патент РФ на полезную модель № 45827. Установка для испытания на износ скользящих контактов токосъемных устройств электротранспорта / И. В. Карпов,... Г. Г. Крушенко и др. — БИ. — 2005. — № 15.


Рис. Вставка контактная троллейбусная

Питание двигателя троллейбуса марки ЗИУ электрическим током при движении осуществляется с помощью контактных вставок (Рис.) в процессе их скольжения по контактному проводу.

В процессе эксплуатации вставки испытывают силовые, трибологические и электрические нагрузки (дуга между поверхностями вставки и контактного провода). Согласно технической документации вставки должны изготовляться методом порошковой металлургии из композиций: а) (26,5 % Pb, ост. — графит) — вставка типа ВТ или — б) (10 % Pb + 3,0 % графита + 30 % Cu, ост. — Fe) — типа ВТП.

Отличительной особенностью разработанной технологии изготовления вставок явилось введение в их объем алмазно-графитового нанопорошка (НП-АГ), полученного методом детонационного синтеза из углерода, содержащегося во взрывчатых веществах. Отпрессованные из разработанного состава (52 % Fe + 30 % Cu + 15 % Pb + 3 % C) с добавкой 1 % пластификатора (стеарат цинка $C{}_{36}H{}_{70}O{}_{4}Zn$, температура плавления 122${}^{0}$С) и спеченные вставки (пористость составляла до 20 %) с использованием ультразвукового генератора УЗГ3-10 при частоте 22 кГц в течение 30 мин подвергали пропитке суспензией, состоящей из масла И-20А и НП-АГ.

Результаты эксплуатационных испытаний, проведенных на троллейбусных линиях Красноярска, показали, что пробег троллейбусов со вставками, пропитанными суспензией, состоящей из масла И-20А и НП-АГ, достигает в летний период в сухую погоду не менее 2500 км, в условиях выпадения осадков — до 2100...2200 км, а в зимних условиях при температуре $-35{}^{0}$С — в пределах 400...450 км, тогда как согласно технической документации вставки типа ВТ должны обеспечивать пробег троллейбуса не менее 450 км, типа ВТП — не менее 2000 км в сухую погоду при отсутствии эксцентричного смещения контактного провода на стыках при глубине нормативного износа 10 мм.

Следует при этом отметить, что в технической документации вообще не оговаривается пробег вставок в зимних условиях. Кроме того, атмосфера Красноярска существенно загрязнена выбросами металлургических и химических предприятий. А в зимнее время в связи с тем, что в черте города протекает незамерзающая р. Енисей, на контактном проводе образуется иней и даже наледь, что значительно ужесточает условия эксплуатации вставок.

Авторы:

  1. Гл. научный сотрудник Института вычислительного моделирования СО РАН (Красноярск), д.т.н., профессор Г. Г. Крушенко, e-mail, тел.: 8 (391) 290–51–36
  2. Доцент каф. «Высокоэнергетические методы обработки материалов», зав. лаб. «Ультрадисперсные материалы» Политехнического института Сибирского федерального университета, к.т.н. В. Е. Редькин
  3. Зав. лаб. ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» при Сибирском федеральном университете, к.т.н. И. В. Карпов