ИВМ СО РАН Поиск 
Отчеты ИВМ СО РАН

Отчет ИВМ СО РАН за 1996 год

Программы фундаментальных исследований российской академии наук. Комплексная программа фундаментальных исследований проблем машиностроения, механики и процессов управления (раздел 2. машиностроение)


Тема: «Создание технологии ресурсного проектирования сварных конструкций на основе полных вероятностных диаграмм живучести».

Руководитель:
д.т.н., проф., зам. директора В. В. Москвичев)


Разработаны методы прогнозирования надежности и решения задач ресурсного проектирования крупногабаритных сварных конструкций. В качестве исходной информации используются статистические параметры дефектности конструкций и характеристик трещиностойкости материалов, полученные по результатам дефектоскопического контроля и экспериментальных исследований. Расчет показателей прочности, надежности и живучести, их анализ и оценка коэффициентов запаса проводится с использованием полных вероятностных диаграмм живучести. Основными параметрами диаграмм являются вероятность безотказной работы, число циклов нагружения до разрушения, размер дефекта, уровень напряжений и коэффициенты запаса. Диаграммы построены для типовых сварных соединений и элементов конструкций с варьированием уровней нагруженности, исходных размеров и типов технологических дефектов, толщины свариваемых элементов. На этой основе разработана методика нормирования размеров дефектов на стадии производства и эксплуатации по заданному уровню надежности.

:

  1. Москвичев В. В., Доронин С. В.
    Оценка и оптимизация долговечности и надежности при ресурсном проектировании сварных конструкций // Заводская лаборатория, 1996. — № 3. — C. 38-42.

  2. Лепихин А. М.
    Вероятностное моделирование роста трещин при циклическом нагружении // Заводская лаборатория, 1996. — № 3. — C. 43-45.

  3. Москвичев В. В.
    Диаграммы ресурсного проектирования машин и конструкций // Проблемы обеспечения качества изделий в машиностроении. — Красноярск: КГТУ, 1994. — C. 209–216.

К началу


Тема: «Оценка надежности сложных технических систем на основе методов вероятностной механики разрушения структурно-неоднородных тел».

Руководитель
— к.т.н., с.н.с. Лепихин А. М.


Проведены исследования надежности сложных технических систем с позиций механики разрушения. На основе вероятностной трактовки предельных состояний струк»тур»но-неоднородных тел развиты модели надежности технических систем, содержащих технологические и эксплуатационные повреждения. Предложены эффективные вероятностные модели динамики повреждений. Разработаны методы оценки и прогнозирования надежности систем в заданных условиях эксплуатации. Развита общая методология решения задач надежности сложных систем при структурных и параметрических возмущениях пуассоновского и гауссовского вида.

:

  1. Лепихин А. М.
    Вычисление надежности конструкций с вероятностными системами дефектов // Надежность и контроль качества, 1995. — № 5. — С. 3-7.

К началу


Тема: «Разработка математических моделей механизмов оценки показателей надежности однонаправленных композитов и программных средств оценки надежности композитных конструкций».

Руководитель
— к.т.н., зав. лабораторией И. И. Кокшаров


Предложена модель микроструктурного разрушения композиционного материала, описываемого системой с распределенными последовательно- параллельными связями. Установлены управляющие параметры системы, характеризующие напряженно-де»фор»ми»ру»емое и поврежденное состояние системы (эквивалентные напряжения, предельные повреждения). Модель позволяет предсказать момент наступления предельного состояния — катастрофы, сопровождающейся саморегулируемым процессом выделения накопленной энергии. Полученные уравнения на базе теории катастроф позволяют по вероятностным характеристикам свойств отдельных составляющих определять условия реализации различных механизмов разрушения и надежность композиционного материала. Впервые с использованием теории катастроф дано описание предельного состояния в системах с распределенными после»до»ва»тель»но- параллельными связями на примере однонаправленного композиционного материала.

:

  1. Kokcharov I. I.
    An estimation of reliability of unidirectional composites by catastrophe theory // Mechanics of composite materials, 1996. — V. 32. — № 4. — P. 539–548.

К началу


Тема: «Разработка технологии получения композиционных конструкционных сплавов».

Руководитель
— д.т.н., зав. лабораторией Г. Г. Крушенко


Установлен новый механизм измельчения литых металлических композиций, имеющий место при использовании для модифицирования ультрадисперсные порошки высокопрочных тугоплавких химических соединений (нитриды, карбонитриды, бориды, карбиды, оксиды и др.). Вследствие ультрамалых размеров частиц ультрадисперсных порошков, в отличие от обычно применяемых модификаторов, они оказывают на расплавы в процессе кристаллизации двойное воздействие: во--первых, они служат центрами кристаллизации, во--вторых, вследствие высокой седиментационной устойчивости они блокируют рост формирующихся кристаллических образований, что приводит к получению высокого эффекта измельчения структуры на макро- и микроуровне литых изделий из алюминиевых деформируемых и литейных сплавов, а также из сталей и чугунов. Такой эффект обеспечивает более высокий прирост механических свойств, чем при использовании общепринятых модификаторов.

:

  1. Сабуров В. П., Черепанов А. Н., Жуков М. Ф., Галевский Г. В., Крушенко Г. Г., Борисов В. Т.
    Плазмохимический синтез ультрадисперсных порошков и их применение для модифицирования металлов и сплавов. — Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1995. — 384 с.

К началу


Тема: «Теоретический поиск, обоснование, разработка приводов без взаимодействия с внешней средой движущегося тела».

Руководитель
-- к.ф.-м.н., зав. отделом В. А. Щепановский


Разработана математическая модель привода механической системы при одномерном механизме. Проведен анализ движения, показано отсутствие возможности поступательного движения в этом случае. Для механической системы с двумерным механизмом привода показана принципиальная возможность поступательного движения центра масс всей системы. Разработана принципиальная механическая схема привода без взаимодействия с внешней средой. Разработана схема управления движением за счет специального подвода энергии к движущейся части. Работа по этой теме является поисковой и аналогов в мировой практике не имеет.

:

  1. Schepanovskii V. A.
    Applications of the Gasdynamic design // IV International Conference «Problems of space, time, gravitation». — St. Peterburg, 1996.

К началу