Отчет ИВМ СО РАН за 2010 годФедеральные программы
Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная спутниковая система»Проект «Разработка модели терморегулирующих устройств космических аппаратов на основе гипертеплопроводности и пористых металлов» Руководитель: к.ф.-м.н. В. А. Деревянко Этап 8. «Наземная и летная отработка составных частей модуля системы прецизионной термостабилизации на базе гипертеплопроводящих пластин, заданной Решением Заказчика №110-01/10» Разработан модуль системы прецизионной термостабилизации (МСПТ) атомного стандарта частоты (АСЧ) на уровне ± 0.01 °С с использованием гипертеплопроводящих пластин, что позволит повысить суточную стабильность спутниковой шкалы времени до 1-2 нс. Схемы устройства МСПТ приведены на рис. II.1. Рис. II.1. Схема устройства МСПТ: 1 — основание корпуса; 2 — радиатор АСЧ; 3 — плата корпуса; 4 — радиатор; 5 — тепломассовый имитатор АСЧ; 6 — обогреватели ГТП Разработана методика проведения космического эксперимента. Выданы техническое задание на космический эксперимент и исходные данные на установку МСПТ. Разработана тепловая модель МСПТ, методики проведения автономных испытаний и программное обеспечение МСПТ. Этап 9. «Разработка математической модели навигационного космического аппарата с учетом использования ГТП» Разработана математическая модель теплового режима модуля специальных нагрузок, основанная на численном решении системы нестационарных уравнений теплопроводности. С помощью модели исследовано влияние различных технических решений на тепловой режим модуля целевого назначения. Проведено вычислительное моделирование теплового режима при различных вариантах компоновок модуля с использованием тепловых труб (ТТ) и гипертеплопроводящих панелей (ГТП). На рис. II.2 приведено двумерное распределение температуры на внутренней поверхности сотовой панели, отображенное в цветовой шкале с шагом ΔТ = 2 °С. Рис. II.2. Распределение температуры на внутренней поверхности сотопанели с использованием ТТ и ГТП Разработана математическая модель теплового режима бортового стандарта температуры (БСТ). БСТ предназначен для обеспечения высокостабильной температуры на борту космического аппарата; в основе работы БСТ лежит принцип стабильности температуры на границе раздела фаз рабочего вещества. Модель базируется на численном решении двумерной задачи Стефана в цилиндрической системе координат. Проведено моделирование функционирования бортового стандарта температуры в рабочем режиме и режиме запуска, определена динамика температурных полей и фазовой границы. На рис. II.3 приведено двумерное распределение температуры, отображенное в цветовой шкале с шагом ΔТ = 0.002 °С. Распределение приведено для объема, который занимает эвтектический сплав и боковая стенка корпуса. Граница сплава и стенки внутреннего корпуса БСТ на рисунке отмечена штриховой линией. Желтой изолинией показана фазовая граница «жидкость-твердое тело» в эвтектическом сплаве. Рис. II.3. Распределение температуры в плоскости r-z Вычислительные эксперименты показали, что рассматриваемая конструкция и алгоритм работы БСТ обеспечивают заданную (± 0.01 °С) стабильность поддержания температуры. Результаты математического моделирования были учтены при разработке требований к конструкции БСТ и выработке алгоритмов режимов работы. Работа выполнена в интересах ОАО «Информационные спутниковые системы им. акад. М. Ф. Решетнева», г. Железногорск. Основные публикации:
(Отдел вычислительной математики)
|
Webmaster |